Личности

В Любче родились и жили известные художники и композиторы, литераторы и ученые.

Любча — родина знаменитого американского композитора Николая Набокова. Его творчество для музыкальной культуры ХХ века стало таким же бесценным вкладом, как и творчество его двоюродного брата – писателя Владимира Набокова.

В Любче увидел свет и известный художник — Михаил Дучиц, известный прежде всего своими работами, посвященными Минску.

В окрестностях Любчи  жил и работал Владислав Дыбовский — известный исследователь палеонтологии, а также флоры и фольклора Новогрудчины, один из первых популяризаторов эсперанто в Беларуси.

В Любче в ХVIII в. составлял и издавал свои произведения Соломон Рысинский — первый человек, назвавший себя белорусом и первый собиратель пословиц и поговорок с переводом на самые популярные европейские языки. Здесь же, в Любче, он был похоронен.

Любча, помимо всего, это еще и история целых родов — Кишек, Радзивиллов, Набоковых …

София Гройсман

София Гройсман (Ходаш) — известный парфюмер, создавшая десятки фирменных ароматов, известных любой женщине на свете. Чего стоит один только список ее шедевров: Estee Lauder White Linen, Lancome Tresor, Yves Saint Laurent Paris, Yves Saint Laurent Yveress, Elizabeth Arden True Love, Calvin Klein Eternity, Elizabeth Taylor White Diamonds, Bulgari Pour Femme, Michel Germain Sexual и многие другие . Среди ее клиентов — Элизабет Тейлор, Нэнси Рейган, Лора Буш, Кельвин Кляйн и др..; Она получала бесчисленное количество высших международных наград в области парфюмерии; с ней консультируются все ведущие производители косметики; газетные новости о ней выходят в США с заголовками «Первый нос Америки »,« Королева роз »,« Насморк ей запрещен «,» Душистые формулы Софии Гройсман »… Но несмотря на свой сегодняшний статус, Софья никогда не забывает о своей Родине …

Родилась София Ходаш после Второй Мировой войны в Любче. Ее отец, Петр Ходаш, во время оккупации был партизаном. Именно от него Софьи передались такие качества, как забота о близких, милосердие, чувство юмора. Жизнь в послевоенном белорусском местечке была нелегкой, особых развлечений у девочки не было, и поэтому кукол ей заменяли цветы. Позднее, многие из этих запахов простых луговых цветов можно будет встретить в духах от Софии Гройсман. Ее мать, Раиса Ходаш, заметила отличительную способность дочери. Идя на базар за продуктами, Раиса всегда брала девочку с собой, чтобы проверить их свежесть. Софья нюхала и, если недовольно морщилась, покупка отменялась.

В 1960 году семья Ходаш переезжает в Польшу. Там София изучала неорганическую и аналитическую химию, получила степень бакалавра. Еще позже, Ходаши перебрались в США по приглашению семьи, которую Петр Ходаш во время  войны спас от смерти в Ивьевском гетто. В Штатах Софья устроилась лаборантом в известной парфюмерной компании International Flavors & Fragrances. Там быстро заметили уникальный нюх девушки и предложили ей учиться на парфюмера. А еще через пару лет, София Гройсман стала сотрудничать с Жозефиной  Катапана — на то время лучшим парфюмером  International Flavors & Fragrances. Так начинался путь к мировой славе Софии Гройсман.

Главная особенность создания запахов от Софьи заключается в том, что она дает услышать базовые ноты аромата сразу с момента нанесения, а не выжидая определенное время, как это было принято делать. Кроме того, она всегда старается употреблять не более 40 компонентов в одном аромате, в то время как другие производят сложные духи, число компонентов которых может достигать  почти 400. Главный принцип работы Софьи, по ее же словам, — стремление к простоте. Ее любимая нота — роза. «Складывается впечатление, что роза присутствует во всех моих  духах, даже там, где ее нет, однако все эти розы — особенные, каждая по-своему». Стиль запахов от Софии Гройсман характеризует уверенность в себе их обладательницы. При этом нет никакого конфликта между женственностью и энергетикой, сосредоточенных в этих ароматах: мягкость и цветочные ноты прекрасно уживаются с их убедительностью и нескрываемой чувственностью. Ведь эти ароматы создала женщина, которая гармонично сочетает в своем характере решительность и независимость с темпераментом и великодушием.

Теперь София занимает должность консультанта по специальным проектам International Flavors & Fragrances. Несмотря на все ее достижения и награды, София Гройсман, по свидетельствам друзей и коллег, остается искренним и приятным человеком. Она любит японские рестораны, экзотическую обувь, необычные прически, кошек и птиц. Она — хорошая мать и заботливая бабушка. Несколько лет назад на вопрос о том, что дает ей творческие силы, она ответила журналисту, указывая на огромный коллаж с фотографиями детей — собственных и друзей: «Я прежде всего мать, в этом мое вдохновение». Она умная, энергичная и имеет сильный внутренний стержень.

Кроме того, София Гройсман никогда не забывает о своей Родине. Она уже была спонсором нескольких книг о Холокосте в Беларуси. А совсем недавно — новая новость. София Гройсман придумала «аромат Беларуси» и назвала его «Желание прохлады» (название формулы «Белая Русь № 5″). По словам Софии, «это запах из моего детства, он ассоциируется с чистотой и прохладой. Я очень рада, что родилась в Беларуси. Во-первых, это прекрасная природа, во-вторых — прекрасные, правильные люди, по крайней мере, так было раньше. Я постараюсь, чтобы эти духи были недорогими, чтобы их могла себе позволить среднестатистическая белоруска ». И в ближайшее время наша известная землячка собирается вновь посетить Беларусь, чтобы презентовать свой новый шедевр.

Николай Андреевич Винар

 Алексей Вайткун, www.tut.by

2 мая 2012 года исполняется 100 лет со дня рождения Николая Андреевича Винара (1912-1977) — краеведа, педагога, исследователя истории Новогрудчины, основателя школьного историко-краеведческого музея в городском поселке Любча.

Николай Андреевич Винар

Николай Винар родился в городе Ровно на Украине. Рано осиротевшего  мальчика (отец погиб в 1916 г. во время Брусиловского прорыва, мать умерла, когда Николаю еще не было 9 лет) забрала к себе сестра матери, которая жила в деревне Заполье Новогрудского уезда. После окончания польской начальной школы в деревне Староельня,  Николай в 1928 г. поступил в 4 класс Новогрудской белорусской гимназии. Хороший ученик и активный участник школьной самодеятельности, он был также активным деятелем Коммунистического союза молодежи Западной Беларуси. 13 декабря 1933 Винара арестовали польские власти. В скором времени он был исключен из учебного заведения, а 17 января 1934 года осужден на один год тюрьмы и два года лишения гражданских прав.

Ученики и преподаватели Новогрудской белорусской гимназии. М.А. Винар — крайний справа в верхнем ряду. 1930

После установления в Западной Белоруссии советской власти Винар начал педагогическую работу. В предвоенные и первые послевоенные годы учительствовал в деревне Зенявичи, а с 1947 г. местом его работы становится поселок Любча. Здесь Винар сначала заведовал райпедкабинетом, а с 1949 г. преподавал историю в местной средней школе. В это же время он поступил на заочное обучение в Барановичский учительский пединститут, который окончил в 1951 г. по специальности «история».

Диплом и выписка из зачетной ведомости выпускника Барановичского государственного учительского института М.А. Винара. 1951

В Любче Винар проявил себя как талантливый преподаватель истории, способный организатор туристско-краеведческой и экскурсионной работы в школе: разрабатывал маршруты турпоходов, организовывал поездки учеников по родному краю, по всей Беларуси и за ее пределы.

Доклад «Мой Опыт преподавания уроков культуры в курсе истории» Примечание «Эстетическое воспитание школьников в туристско-краеведческой работе»

М.А. Винар и ученики Любчанской средней школы в туристическом походе

М.А. Винар (крайний слева в нижнем ряду) среди учителей Любчанской средней школы. 7 июля 1973 г.

Почетная грамота Министерства просвещения БССР, выданная М.А. Винару за хорошую постановку туристско-краеведческой работы. 1964

Но вершиной деятельности Винара в Любче стала его работа по созданию школьного историко-краеведческого музея. Датой его открытия считается 1964 г. Однако известно, что уже в 1961 г. члены школьного краеведческого кружка под руководством учителя истории начали сбор экспонатов. В начале своего существования музей размещался во Въездной башне Любчанского замка, а в середине 1970-х гг. перебрался в новое школьное  здание. Он быстро приобрел славу одного из лучших школьных музеев Гродненщины. Во времена Винара экспозиция музея имела следующий состав: разделы «Далекое прошлое», «Борьба трудящихся за свое освобождение», «О Великой Отечественной войне», «Восстановление и развитие народного хозяйства», «А. Мицкевич — наш земляк «, природоведческий и литературный разделы. Самыми ценными экспонатами были археологические находки эпохи неолита, редкие старинные монеты, бронзовый флюгер с изображением герба Любчи, датированный 1581 годом (этот год считается датой возникновения Любчанского замка), метрическая книга Новогрудского костела 1601, документы о деятельности знаменитой Любчанской типографии ХVII в . Были широко представлены экспонаты, связанные с событиями революций 1905 и 1917 гг., С деятельностью на территории Любчанского края Коммунистической партии Западной Белоруссии, с событиями Великой Отечественной войны.

Примечание «Школьный историко-краеведческий музей в Любче». 1965

Экспозиция Любчанского школьного историко-краеведческого музея. 1960-е гг.

Экспозиция Любчанского школьного историко-краеведческого музея. Середина 1970-х гг.

Винар зарекомендовал себя как способный организатор музейного дела: наладил контакты не только с региональными организациями, но и с целым рядом музеев, архивов, библиотек Беларуси, Украины, Польши. На  его труды обратили внимание личности, известные как в крае, так и по всей республике. Из переписки Николая Андреевича видно, что делами созданного им музея интересовались и во многом помогали заслуженный учитель БССР, основатель народных краеведческих музеев в Валевке, что на Новогрудчине, а также в Дятлово Михаил Петрикевич, известный отечественный археолог Леонид Поболь, минский собиратель книжных редкостей Леонтий Клок.

Письмо М.Ф. Петрикевич к М.А. Винара. 19 марта 1962 г.

Письмо Л.Д. Поболю к М.А. Винара. 4 октября 1965 г.

Уже после смерти Винара, в 1988 г., школьному музею в Любче было присвоено звание народного музея. Вторым направлением деятельности краеведа стали его статьи, очерки, заметки по истории Новогрудского района, которые с конца 1950-х гг. публиковались на страницах новогрудской районной газеты «Новая жизнь».

Заметка «Наши знатные земляки: к 55-летию со дня смерти Валерия Врублевского». 1963

Статья «Из истории развития народного образования на Новогрудчине» (газета «Новая жизнь». 1963, № 107) и материалы к нему

Николай Винар — автор двух крупных работ, одна из которых посвящена истории Новогрудка, а вторая — истории Любчи. Первая из них так и не была напечатана, а вторая (как считается, более удачная; новогрудский историк М. Гайба называет ее наиболее полным на то время исследованием истории Любчи) вышла в «Новой жизни» в 1977 г. — в год смерти автора. К сожалению, в эту публикацию под названием «Любча: страницы истории» вошел не весь текст работы Винара. Публикация охватывает события от начала ХХ в., В то время как машинописный экземпляр включает сведения из истории поселка начиная с древних времен.

Работа «Город Новогрудок и окрестности»

Работа «Любча: историко-экономический очерк». 1976

«Любча: страницы истории». Начало публикации. Газета «Новая жизнь». 1977, № 130

Винару принадлежит оригинальное мнение, которое касается даты возникновения Любчи. Первое упоминание поселка Николай Андреевич относил к 1241: по работе В. Ластовского «История белорусской (кривичской) книги», именно в этом году «рукой многогрешного дьяка Никиты из Любчи» был переписан манускрипт под названием «Написания Афанасий мниха к Панкови …» . Взгляд Винара противоречит сведениям из современных энциклопедий и справочников, однако перекликается с утверждением историка XIX в. Т. Нарбута о том, что в Любче еще в середине XIII в. существовала резиденция епископа Вита и доминиканский собор, где, возможно, в 1250 крестился в католическую веру Миндовг. Это мнение Винара, впервые высказанное в статье «Поселку Любча — 700 лет», поддерживают и некоторые современные историки.

Статья «Поселку Любча — 700 год». 1961

В 2010 г. Николай Андреевич Винар был посмертно занесен в Книгу славы Новогрудского района. Наследие краеведа хранится в различных государственных хранилищах Беларуси: в Центральной научной библиотеке имени Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси, Новогрудском историко-краеведческом музее, Любчанской горпоселковой библиотеке. В первой из указанных учреждений архивные документы М.А. Винара входят в состав фонда 23 «Коллекция материалов по истории, науке, культуре» и составляют 59 единиц хранения.

Материалы подготовил Виктор Свекла, научный сотрудник отдела редких книг и рукописей Центральной научной библиотеки имени Я. Коласа.

Николай Набоков

Николай Набоков — яркая фигура в истории американской и европейской музыки, автор музыки известных балетов и симфоний, организатор мировых музыкальных фестивалей, генеральный секретарь музыкальной секции ЮНЕСКО.

Родился Николай Набоков 17 апреля 1903 г. в Любче. Хотя Николай и принадлежал к знаменитому роду Набоковых и приходился двоюродным братом знаменитому Владимиру Набокову, писателю, но Набоковы мало участвовали в его раннем воспитании: отец — Дмитрий Набоков — оставил семью и детьми практически не занимался. Мать Николая — Лидия Эдуардовна Фальц-Фейн — вышла замуж за Николая фон Пейкера и поэтому детство Николай провел между двумя родовыми имениями Пейкеров и Фальц-Фейнов — Покровским (недалеко от Барановичей) и Любчей. В имении Покровское Николай начал заниматься музыкой — на старом рояле, который, по легенде, благословил сам Чайковский. Но именно Любча станет для него краем детских мечтаний, куда он неизменно будет возвращаться во воспоминаниях, уже живя в Америке: «С детства я слышал вокруг себя разговоры о дивных прелестях Любчи, о просторном замке со старыми башнями, окруженным глубоким рвом, замок, стоит на пригорке, омываемом волнами Нёмана. Моё воображение превратило [Любчанскую] усадьбу в дивный, несказанно прекрасный мир».

В Любче детским миром маленького Набокова завладеет музыка. Он почувствует наслаждение новых мелодий, не тех, которые его заставляли извергать с фортепиано, а других — стихийных, соединенных с природой и народными песнями, которые доносились до него из-за Немана через окна дворца в Любче. Маленького Набокова хорошо запомнили некоторые жители Любчи. Так, Борис Рогуля вспоминает, что «в детстве Набоков постоянно пытался бежать из своих чертогов, чтобы поиграть с нами [местными детьми], но его всегда возвращали назад и упрекали няни, которые не хотели, чтобы его» вымарали «простые люди. Голубоглазый, светловолосый Набоков был хорошо воспитанным и очень дружелюбно к нам относился. Он всегда просил прощения за то, что не может пригласить меня [Бориса Рогулю] домой, так как это нарушило бы установленные правила. Он часто тайно приходил к нам, ведь у нас была очень уютная атмосфера, что ему так нравилось … »

В Любчанском замке Николай Набоков жил с 1908 по 1911г., но когда семья переехала в Петербург, он вслед за старшим братом поступает в Александровский лицей. Еще не раз Николай будет возвращаться в усадьбу своей матери: каждое лето он приезжает из Петербурга в Любчу на летние каникулы и так до I мировой войны, которая застанет семью Набоковых-Пейкер как раз в Любче. К этому времени Николай уже успеет проявить свой талант как композитор: он напишет несколько домашних пьес, первая из которых была стилизованная под восточную «Спокойной ночи, малыши» и была посвящена матери.

С конца 1917 Николай гостит у дяди, Фридриха Эдуардовича Фальц-Фейна, в Аскании Нова. А в апреле он вместе с матерью и братьями отправляется в эмиграцию. За границей Николай учится в Штутгартской и Страсбургской консерваториях, а в Берлине посещает фортепьянные занятия  Ф.Бузони. Позже он перебирается в Париж, где заканчивает Сорбонну со степенью бакалавра искусств. В течение шести лет он сотрудничает с Сергеем Дягилевым, для «Русских сезонов» которого он написал балет-ораторию «Ода» по Ломоносову, а также балет «Жизнь Афродиты». Набокова уже тогда ставили в один ряд с Прокофьевым, Шостаковичем, Бриттеном и Хиндемитом.

Летом 1933 Набоков с женой отправляются в Нью-Йорк, где вначале читает лекции по живописи в одной из художественных студий. Но вскоре в Америку прибывает Русский балет Монте-Карло и Николай Набоков вновь возвращается к музыке. Первой его постановкой стал балет «Мирный союз», для которого он написал музыку. Американские зрители благосклонно принимают творчество Набокова. Он пишет балеты «Афродита», «Жизнь Полишинеля», «Напрасные усилия любви», «Последний цветок», «Библейская симфония» и симфонию «Молитва», элегию «Возвращение Пушкина» и кантату «Америка была надеждой», оратории, концерты и увертюры, пьесы для фортепиано, переводит на голос с оркестром стихи Ахматовой и Пастернака. Но сочинительство было лишь частью его разносторонних занятий. В 1943 он начинает участвовать в общественных и политических акциях. А с апреля 1945 года служит офицером по культурным связям в американских стратегических войсках.

Позднее Набоков работает как преподаватель музыки, а также как художественный руководитель и пропагандист современной музыкальной культуры: в 1952-м он возглавляет «Парижский фестиваль XX века», в 1954-м — музыкальный фестиваль в Риме, в 1961-м — в Токио, с 1963 по 1968 — в Берлине, а также в разные годы проводит фестивали негритянской культуры и фестиваль «Восток встречается с Западом» в Японии, затем такой же фестиваль — в Индии, а в Мадрасе — Фестиваль музыки Барокко. В течение десяти лет Набоков был генеральным секретарем музыкальной секции ЮНЕСКО в Париже и одной из самых влиятельных персон в культуре мирового масштаба.